Средства обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

 

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Материально-технические условия, обеспечивающие реализацию основной программы дошкольного образования

п/п

Вид

Наименование

Местонахождение

1

Натуральные

объекты

Объекты растительного мира, реальные предметы

В каждой группе ГБДОУ, коридор ГБДОУ

2

Изобразительная

наглядность

Объемные изображения (игрушки- муляжи) овощей, фруктов и др. Предметы прикладного искусства

В каждой группе ГБДОУ

3

Сюжетные

(образные

игрушки)

Куклы, животные, транспортные средства, посуда, мебель и др.

В каждой группе ГБДОУ

4

Дидактические

игры

Пирамидки, матрешки, мозаики, настольно-печатные игры, домино, лото и др.

В каждой группе ГБДОУ

5

Игрушки-забавы

Смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электронными устройствами, наборы фокусов и др.

В каждой группе ГБДОУ

6

Спортивные

игрушки

 Мячи, обручи, кегли, детские гантели, скакалки,  баскетбольные кольца, настольный спортивные игры и др.

В каждой группе ГБДОУ,

физкультурный зал

7

Музыкальные

игрушки

Игрушки, имитирующие музыкальные инструменты (металлофоны, гармошки, барабаны, дудки и др.), наборы колокольчиков, самодельные музыкальные игрушки, музыкальные игры

Музыкальный зал, центры музыки в группах ГБДОУ

8

Театрализованные игрушки

Театральные куклы би-ба-бо, наборы сюжетных фигурок, пальчиковый театр, плоскостной театр, костюмы, элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.

Музыкальный зал, музыкальные и театрализованные уголки в группах ГБДОУ

9

Технические

игрушки

Бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы и пр.

Игровые центры в группах ГБДОУ

10

Строительные и конструктивные материалы

Наборы строительных материалов, конструкторы (аналоги ЛЕГО), легкий модульный материал

Игровые центры в группах ГБДОУ

11

Игрушки- самоделки из разных материалов и материалы для изготовления

Неоформленные материалы: бумага, картон, нитки, ткани; полуоформленные материалы: коробки, пробки, катушки, пуговицы, пластмассовые бутылки: природные материалы: шишки, желуди, каштаны, ракушки, солома и др.

Центр науки и экспериментирования в группах ГБДОУ

12

Оборудование для опытов

Наборы для опытов, лупы, весы, измерительные , емкости разных форм пр.

Центр науки и экспериментирования в группах ГБДОУ

13

Игровые пособия,

развивающие

игры

Блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, танграмы, «Сложи узор», игры Монтессори, и др.

Центр науки и экспериментирования в группах ГБДОУ

14

Дидактический

материал

Раздаточный материал в соответствии с ОП

В каждой группе ГБДОУ

15

Технические

устройства

Мультимедийный проектор, экран. телевизор, цифровое пианино персональный компьютер

Музыкальный зал

16

Звуковая

аппаратура

Музыкальные центры, аудиосистемы

Музыкальный зал, в каждой группе ГБДОУ

17

Экранно-звуковая

аппаратура

Телевизор, компьютеры

В каждой группе ГБДОУ

18

Технические

средства

Экран, МФУ, звуковые колонки, цифровой аппарат, ламинированная машинка

Музыкальный зал, методический кабинет

19

Дидактические

технические

средства

обучения

Электронные образовательные ресурсы, аудиотека, видеотека

В группах,

методический кабинет

20

Учебно­

методическое

обеспечение

Парциальные программы по образовательным областям, для коррекционной работы, учебные пособия, методические разработки и рекомендации

методический кабинет, логопедические кабинеты, группы, музыкальный и физкультурный залы

 

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

В рамках реализации Рабочей программы воспитания, Программы развития учреждения, проектов "Ответственное родиительство" и "Школа возможностей" в детском саду организовано электронное выставочное пространство, музейное пространство

Специальных технических средств воспитания и обучения коллективного и индивидуального доступа , приспособленных для лиц с ограниченными возможностями здоровья - нет.