Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
• печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
• учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
• тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
• учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
• гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
• учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
• сотворчество педагога и обучающегося;
• приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Материально-технические условия, обеспечивающие реализацию основной программы дошкольного образования
п/п |
Вид |
Наименование |
Местонахождение |
1 |
Натуральные объекты |
Объекты растительного мира, реальные предметы |
В каждой группе ГБДОУ, коридор ГБДОУ |
2 |
Изобразительная наглядность |
Объемные изображения (игрушки- муляжи) овощей, фруктов и др. Предметы прикладного искусства |
В каждой группе ГБДОУ |
3 |
Сюжетные (образные игрушки) |
Куклы, животные, транспортные средства, посуда, мебель и др. |
В каждой группе ГБДОУ |
4 |
Дидактические игры |
Пирамидки, матрешки, мозаики, настольно-печатные игры, домино, лото и др. |
В каждой группе ГБДОУ |
5 |
Игрушки-забавы |
Смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электронными устройствами, наборы фокусов и др. |
В каждой группе ГБДОУ |
6 |
Спортивные игрушки |
Мячи, обручи, кегли, детские гантели, скакалки, баскетбольные кольца, настольный спортивные игры и др. |
В каждой группе ГБДОУ, физкультурный зал |
7 |
Музыкальные игрушки |
Игрушки, имитирующие музыкальные инструменты (металлофоны, гармошки, барабаны, дудки и др.), наборы колокольчиков, самодельные музыкальные игрушки, музыкальные игры |
Музыкальный зал, центры музыки в группах ГБДОУ |
8 |
Театрализованные игрушки |
Театральные куклы би-ба-бо, наборы сюжетных фигурок, пальчиковый театр, плоскостной театр, костюмы, элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. |
Музыкальный зал, музыкальные и театрализованные уголки в группах ГБДОУ |
9 |
Технические игрушки |
Бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы и пр. |
Игровые центры в группах ГБДОУ |
10 |
Строительные и конструктивные материалы |
Наборы строительных материалов, конструкторы (аналоги ЛЕГО), легкий модульный материал |
Игровые центры в группах ГБДОУ |
11 |
Игрушки- самоделки из разных материалов и материалы для изготовления |
Неоформленные материалы: бумага, картон, нитки, ткани; полуоформленные материалы: коробки, пробки, катушки, пуговицы, пластмассовые бутылки: природные материалы: шишки, желуди, каштаны, ракушки, солома и др. |
Центр науки и экспериментирования в группах ГБДОУ |
12 |
Оборудование для опытов |
Наборы для опытов, лупы, весы, измерительные , емкости разных форм пр. |
Центр науки и экспериментирования в группах ГБДОУ |
13 |
Игровые пособия, развивающие игры |
Блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, танграмы, «Сложи узор», игры Монтессори, и др. |
Центр науки и экспериментирования в группах ГБДОУ |
14 |
Дидактический материал |
Раздаточный материал в соответствии с ОП |
В каждой группе ГБДОУ |
15 |
Технические устройства |
Мультимедийный проектор, экран. телевизор, цифровое пианино персональный компьютер |
Музыкальный зал |
16 |
Звуковая аппаратура |
Музыкальные центры, аудиосистемы |
Музыкальный зал, в каждой группе ГБДОУ |
17 |
Экранно-звуковая аппаратура |
Телевизор, компьютеры |
В каждой группе ГБДОУ |
18 |
Технические средства |
Экран, МФУ, звуковые колонки, цифровой аппарат, ламинированная машинка |
Музыкальный зал, методический кабинет |
19 |
Дидактические технические средства обучения |
Электронные образовательные ресурсы, аудиотека, видеотека |
В группах, методический кабинет |
20 |
Учебно методическое обеспечение |
Парциальные программы по образовательным областям, для коррекционной работы, учебные пособия, методические разработки и рекомендации |
методический кабинет, логопедические кабинеты, группы, музыкальный и физкультурный залы |
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В рамках реализации Рабочей программы воспитания, Программы развития учреждения, проектов "Ответственное родиительство" и "Школа возможностей" в детском саду организовано электронное выставочное пространство, музейное пространство
Специальных технических средств воспитания и обучения коллективного и индивидуального доступа , приспособленных для лиц с ограниченными возможностями здоровья - нет.